Rēzeknes piena konservu kombināts

Форма входа

Категории раздела

Вырезки из газет [5]
История [6]
Разное [2]

Каталог статей

Главная » Статьи » Вырезки из газет

С благодарностью Петерису Упениексу

Наш город немыслим без культуры, и в Резекне всегда были руководители, охотно поддерживавшие эту сферу. Поэтому мы хотим предложить нашим читателям ряд публикаций о людях, внесших значимый вклад в развитие культуры и просвещения нашего города. 
В этом нам любезно согласился помочь известный общественный деятель, руководитель общества Latgalieši Петерис Кейш, поделившийся своими воспоминаниями о генеральном директоре канувшего в Лету Резекненского молочно-консервного комбината Петерисе Петровиче Упениексе:

— Во все времена культуре без помощи со стороны существовать было очень сложно, культура как род человеческой деятельности может окупить себя только на 50%, остальная половина приходится на дотации самоуправлений или помощь спонсоров. В советские годы и начале 1990-х одним из ведущих меценатов в области культуры и просвещения нашего города был генеральный директор МКК Петерис Петрович Упениекс, родившийся в Мадонском районе. Он мог и не знать всех тонкостей этой сферы, но его отзывчивость и положительное отношение к культуре позволили осуществиться многим хорошим начинаниям. 

Бренд

В нынешнем здании центра культуры и отдыха Ziemeļblāzma (бывший ДК МКК) есть кафе Pienenīte, зарегистрированное как домовая кухня. Это название, напоминающее о некогда процветавшем предприятии, придумал Упениекс. Когда-то на первом этаже здания находилась столовая, в начале 1990-х годов открылся бар, и директор МКК настоял, чтобы он назывался Pienenīte, ведь вся продукция комбината производилась из молока, значит, и в названии должна была звучать молочная тема. В начале рабочего дня Петерис Петрович сразу на производство не шел, а заглядывал в столовую, чтобы проверить порядок и чистоту. Как профессионал-молочник (закончил факультет производства молочных продуктов) всегда заботился о санитарии, иначе и не могло быть в пищевой промышленности.  
Это здание изначально возводилось как столовая к кинозалу, т. к. строительство клубов не приветствовалось, а столовые для пролетариата были нужны. Начинал стройку первый директор МКК Всеволод Михайлович Лапшов, в 1963 году здание сдали в эксплуатацию, на первом этаже была столовая на 200 мест, на втором располагался кинозал при столовой. После Лапшова Упениекс очень удачно продолжил линию первого директора по развитию этого очага культуры: здесь показывали кино, появилась художественная самодеятельность, организовался хор, танцевальный коллектив, кружок бальных танцев, носивший по просьбе Упениекса название Pienenīte, что в современном понятии было брендом. 

Гостеприимство

В те годы я работал в горисполкоме завотделом культуры, приходилось часто встречать гостей, которым мы всегда показывали образцовое предприятие, каковым считался МКК. Вспоминается случай, когда директором завода был еще Всеволод Лапшов. В самом начале своей работы мне пришлось сопровождать на МКК замминистра культуры ЛССР Хелмара Вернера. Вдруг во время дегустации Лапшов обратился к высокому чиновнику с просьбой помочь предприятию с руководителем танцколлектива (тогда в городе их не хватало), хотя на тот момент еще не было ясного видения, будут ли это народные, бальные или другие танцы. Товарищ Вернер обещал помочь, и долгие годы в Резекне ездила и вела танцевальные коллективы руководитель из Ленинграда, позднее родился кружок бальных танцев, где преподавала Валентина Индриксоне.  
В 1974 году Резекне перенял от Алуксне эстафету по организации Дней музыки. На мероприятия прибыли творческие коллективы, 23 композитора, каждый из которых посвятил нашему городу песню, тексты были в основном на слова латгальских авторов. Один из дней был посвящен комбинату, экскурсию по предприятию проводил сам генеральный директор Петерис Петрович, все гости были в восторге от сладкой продукции! Как всегда, после дегустации собрались в кабинете директора. Упениекс поинтересовался у творческой интеллигенции — есть ли вопросы после посещения комбината? В полной тишине известный дирижер духового оркестра «Рига», профессор Гунар Орделовский ответил, мол, все прекрасно, но слишком уж закрытый процесс производства, нигде нельзя выпить кефира, что было бы очень кстати после праздничных приемов. Сейчас из тех, кто был в кабинете Упениекса, почти никого не осталось. Гунар Орделовский в те дни написал и посвятил нашему городу марш для духового оркестра с использованием латгальских мелодий. Этот марш до сих пор исполняет духовой оркестр Rēzekne под управлением дирижера Сергея Сергеева, он звучал в этом году на Днях города.

Сладкая валюта

Упениекс всегда с большой радостью принимал на комбинате всех работников и деятелей культуры: поэтов, писателей, участников Тыняновских чтений, которые от него возвращались с сувенирами.  Сладкая продукция пользовалась огромным успехом и была замечательным подарком, которым Петерис Петрович Упениекс щедро снабжал всех, кто бы ни попросил. Мне довелось стать организатором пяти экскурсий на ВДНХ в Москву, с собой мы всегда везли гостинцы с МКК, в комплект входили сгущенные кофе, какао, сливки и молоко. 
Запомнился один случай, связанный с продукцией МКК. В Резекне в 1980-е широко отмечали 27 июля, день освобождения города от фашистских захватчиков. Однажды в составе делегации был полковник Васильев (бывший адъютант министра обороны СССР Малиновского), его жена работала детским врачом в кремлевской поликлинике. Мы подружились с этим хорошим, интеллигентным человеком, я бывал у него в гостях в Москве. Во время визита полковника в Резекне мы подарили его супруге баночку сгущенного молока, это ее очень тронуло, так как даже в Москве сгущенка была дефицитным товаром. Сгущенка в те годы стала своеобразной валютой. 
Но задул ветер перемен, шел 1990-й год, еще существовал СССР, мы везли в польский Ченстохов на трех автобусах участников смешанного хора МКК. Чтобы быстрее проехать границу, взяли для пограничников ящик сгущенки. Уже складывались капиталистические отношения, и важнее были деньги, но ящик пограничник все-таки взял. В подарок Ченстоховскому костелу везли копию иконы Аглонской Богоматери, и хотя все бумаги были в порядке, на границе за нее пришлось заплатить 200 рублей. Вся приграничная эпопея, связанная с изделиями МКК, стала для нас признаком смены эпох.  

Щедрость руководителя

В 1984 году я стал директором зонального ДК профсоюза работников сельского хозяйства (в народе ДК МКК). Поскольку он находился на балансе комбината (горисполком помогал только коллективам городского ДК), приходилось самим содержать творческие коллективы, шить для них костюмы, стоившие огромных денег. В 1990 году официально заказать пошив национальных костюмов к празднику песни и танца для хора «Сасканя» было сложно. Пришлось на Огрском трикотажном комбинате закупить разноцветные нитки, из них ткачихи школы прикладного искусства наткали ткань, из которой сшили костюмы. Все оплачивал комбинат, его директор Упениекс всегда шел навстречу и помогал культуре.  
Для установки в кинозале большого экрана для просмотра широкоформатных фильмов пришлось отправиться в Киев, где производилось такое оборудование. Обратились за помощью к одному из наших бывших секретарей Григорию Маслаку, который на тот момент работал в Киеве, в энергосистеме, вручили ему гостинец от МКК, он нашел нужный завод, директора, с которым обо всем договорились, и через месяц в наш ДК МКК привезли и установили 10-метровый экран. Для удобства зрителей решили поменять кресла (700!), в зале для них сделали подъем, и все эти дорогостоящие работы оплачивал комбинат. Никогда Петерис Упениекс никому не отказывал, такой был человек. Его доброе сердце использовали многие: и горком партии, и школа прикладного искусства, и музыкальное училище, и городская типография…

Будем помнить

К сожалению, МКК ушел в небытие, и, наверное, к счастью, гибель завода Петерис Петрович уже не увидел. После ухода на пенсию он реализовал себя в религии, был председателем комитета местного лютеранского прихода, наладил хорошие отношения с общинами Финляндии. При нем началось восстановление лютеранской кирхи Святой Троицы, где долгие годы находился зональный кинопрокат: на втором этаже был кинозал, в алтарной части — кинохранилище. Уже из обновленной кирхи Петериса Упениекса проводили в последний путь, похоронен он на родине, в Мадонском крае. Это был прекрасный руководитель, хозяйственник, очень честный, добрый и справедливый человек. Упениекс много сделал для развития и поддержки культуры в нашем городе, за что мы должны быть ему благодарны, а потомки обязаны сохранить светлую память об этом человеке. 
P.S. Благодарим Латгальский культурно-исторический музей за предоставленные фотографии.

Взято из: http://www.panorama-rezekne.lv/statya/s-blagodarnostyu-peterisu-upenieksu#.V8vpRfl97IU

Категория: Вырезки из газет | Добавил: wolf77 (04.09.2016)
Просмотров: 562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

опросы

В какой упаковке вы более предпочитайте сгущённое молоко?
Всего ответов: 25